.
Часть 15. Пролетая над кустом петрушки.
Да, дороги в Турции - это отдельная песня. Это не заунывная мелодия одиноких сердец, как в России, например - полностью 4-полосных трасс от Москвы до куда-нибудь конечного пункта - Сочи, Питер, да даже близкая Тула, - в стране нет ни одной полноценной трассы, они разорваны 2-3-полосными участками, (я уж не говорю о безплатности, - бывшая ещё совецкая четырёхполоска объявляется платной, а идущая рядом старая двухполоска, - казалось бы - альтернатива, - но для проезда она практически невозможна, по всей населёнке лежачие наплывы на асфальте и ограничение 30 (!!!) - я попробовал ради опыта так проехать от Задонска до Воронежа), и это не не белорусские напевы всё больше тянущихся к Минску из областных центров отличных 4-полосных трасс. И это даже не европейские, испещрившие карту целые хоровые забубоны разномастных на любой кошелек или для бродячих бременских исполнителей европейских дорог.
Щас турецкую дорожную песню спою )))
Это стремительно растущая, постоянно обновляемая и, что важно, - целая система высшего уровня.
В Турции есть платные дороги - вот про них вообще говорить нечего. В Европе таких нет. Качество покрытия за пределами привычных пределов.
Ну вот, например.
Но ценник на платные турецкие дороги очень немаленький - пару раз мы по ним проехали случайно, в навигаторах после Греции я забыл отключить платники в маршруте.
И тем не менее, где-то рядом непременно идёт чуть меньшего качества - безплатная 4-полоска! Да, часто она захватывает и населенку, там ограничение 50, но все же это полноценная 4-полоска и часто с с широким бульваром и пальмами посередине.
И где-то изредка безплатные 4-полоски прерываются 2-полосными участками, как правило, очень приличного качества.
И уж совсем уж в каких-нибудь дебрях дебрей она бывает похуже, но тут же вскоре перейдет в 4-полоску.
И в глубинной части дороги идут выше 1500 над уровнем моря, а от Диярбакыра, например, на Эрзурум и почти до самого Тбилиси - почти все время едешь выше 2000 над уровнем моря. И по Турции таких перевалов на 2500 и выше на этой дороге (выше Крестового, что на Военно-Грузинской) - несколько и они незаметны даже, если бы не высотомер на навигаторе ОсмАнд, - такие вот там, друзья, дороги. Вот мы стоим просто где-то 2300, скоро Эрзурум
Кроме того, едешь вот по безплатной 4-полосе или 2-полоске, огибая гору по серпантину, а рядом уже эта гора пробита двумя туннелями, а после них уже огромный широченный длиннющщий мост через пропасть-ущелье достраивают, и таких мостов и туннелей - десятки и десятки только там где ехали мы. Там, дорогой читатель, - спокойно и деловито, очень быстро и качественно и без помпы и бахвальства - люди просто работают и делают то, что дОлжно делать ответственным людям для всех остальных своих дорогих граждан-людей.
Я не ездил по Крымскому мосту и не видел его. Я видел в Турции такой не один крымский мост - а через каждое ущелье.
Да, дороги там так и делают - просто тянут по прямой - ага, гора по пути - вот тебе сразу в этой горе пробивают два длиннющщих на несколько километров туннеля для раздела встречки, ущелье на пути - огромный мост на километры, где и дно этого ущелья не видать.
Дорожной техники не десятки, - сотни и сотни. Я ещё подумал, - куда же они технику денут, когда дорогу достроят? А никуда. Они будут ещё, ещё и ещё строить новые дороги! Потом по ним запустят поток транспорта и те старые дороги превратят в новые!
Кстати, как только-только бывает готов новый туннель или мост или просто участок новенькой 6- или 4-полоски - туда сразу запускают транспорт и они, эти объекты, - сразу начинают работать на человека, там не ждут чуваков в пиджаках с золотыми ножницами - нарезать всякие ленточки на торжественном открытии. Высохла последняя капля краски на новёхонькой разметке - всё, сразу народ и поехал по новому участку, - вот и торжество социальной справедливости. Обыденное такое, повседневное. Чего нам, в каждом новом тоннеле что-ли ленточки резать? Да их столько, что и работать некогда будет, только открытия открывать.
Это так каждый торт в полуподвальной кондитерской надо встречать толпой руководителей, поваров, благодарного народа и разрезанием ленточки на дверце духовки.
Так что дороги в Турции штампуют, друзья мои, как булки в пекарне - обыденно, привычно и как должное.
Чего это я разошёлся ))) Да вот вспомнил нашу "горную дорогу" федерального значения от Джубги до Сочи - несчастные эти меньше двух сотен позорных километров, - эх...
Так что когда говорят - "турки строили" - то знайте, что качество - на высоте. Потому что вот и въезжаешь в турецкие города и городки, особенно вечером, - всё сверкает, всё чисто, красиво, ровно, опрятно, - как в какую столицу въезжаешь.
В едва начинавшихся сумерках мы уже въезжали в город Эрзурум, очень интересно было ехать по тем местам. А вот такие в Эрзуруме таксисты, - они не дураки, дур - значит стоп, дурак - остановка автобусная )))
А вот такие в Эрзуруме светофоры - необычно, ярко и информативно.
Задерживаться в этом городе мы не собирались, время к Лозе поджимало, да и щёлкнуло уже реле отсечки в отделе впечатлений - Турции нам в этот раз уже хватило, дальше только передозировка, осталось вот только знаменитый эрзурумский чаг-кебаб попробовать.
Да, при планировании (см. часть1) я, изучая опыт предшественников, узнал об этом местном специалитете. Похоже на шаурму-шаверму, но на вертеле строго баранина, и вертел строго горизонтален. Отрезаемые поджаренные кусочки нанизываются на маленький тонкий шомпол-шампурчик и так он подается на стол. Стоит 7 лир один шомпол (да, именно так в моём бакинском детстве-юности называли шампуры). Ну,и, конечно, - всякий там салат, перец, лучок и т.п. - все это само собой входит в стоимость. С непривычки немного жестковато показалось, но - натурпродукт, что ж поделаешь.
Конкретное место, где мы были - я вам скажу
Но если вы увидите там подобную вывеску с надписью Cag-kebap в удобном для вас месте - смело останавливайтесь и вкушайте, там всё везде для своих и халтурой заниматься не принято.
Паркануться было непросто, но удалось, - просто свернул налево на боковую улочку и сразу стал, - прям напротив кебабного заведения. В каком-то небольшом магазине на оставшиеся лиры накупили и того самого, что пили в заложниках, и другого чая.
Отведав экзотики, двинули мы сразу в сторону Турецко-Грузинской границы, наметив для перехода недавно ставший круглосуточным вот этот малоизвестный ПП (погранпереход)
И уже около полуночи упёрлись там в закрытые ворота-шлагбаумы и всё такое. Я вышел, походил, в футболочке, содрогаясь от неожиданного и отвычного холода, позаглядывал кудай-то в зеркальные окна, от шума двигателя вышел слева сбоку заспаный мужчина в форме и повел за собой в офис. Шлёп-шлёп печати, давай до свиданья.
Грузинская служба бодрствовала и удивилась такому кораблю на своём ПП, и оставили мы там минут 30 времени, - документы уносили, приносили, задавались вопросы, отдавались ответы, откройте этот шкафчик, а вот этот, - ну все как обычно. Подробно была изучена сумочка с лекарствами. Все вежливо, приветливо, корректно.
Для пассажиров - тоже как и на В.Ларсе проход по застелённому корридору отдельный пешком. Только там он ооооочень длинный, пока Женя прошла его я аж запереживал, уже давно проехав к выходу.
Отъехав немного от границы, стали мы на ближайшей заправке ночеватьки - нормальное тихое безплатное место, даже есть туалети, если кому надо.
Пока грелся двигатель я сделал пару снимков и по привычке беглый осмотр, под движком свежела блестизной новенькая лужица размером с ладошку. Отъехалъ, пальпация, нюхация, - топливо. Дизельное. Моё.
Дорога до Тбилиси проходит по живописным горным местностям и с 2000-1500 метров спускается уже непосредственно перед столицей. После границы дорога просто в хлам километров 20-30, но её ремонтируют. Дальше - до Тбилиси отличная новая дорога с отличными видами по сторонам.
Деревьев почти нет, все-таки высоко в горах. Люди живут очень небогато
какой там газ, какие там уголь или дрова, - вон кизяки (навоз из-под барашек и коровок) сушат, вон на заборе каменном брикеты кизячные сушатся лежат,
Кизяки, сено, - видимо, только скотоводством и живут тут люди.
Пока едем в Тбилиси, а от этого ПП город совсем недалеко, списываемся в Ваттсаппе, созваниваемся с Володей и Любой (экипаж Шаверма), они ж знают тбилисских фиатовцев-официалов.
Резиновая трубочка обратки порепалась и с неё сочится солярочка.
На сервисе все сделали быстро, пока стояли - подходили, завидев номера, местные ребята, - приветствовали, общались, улыбались, просили не верить телевизору и приезжать , непременно приезжать в Грузию почаще. И просили обязательно всем это передать. - Вот я и передаю - Не верьте телевизору (впрочем об этом мы уже говорили с вами в "Части 2" этого рассказа), приезжайте смело и спокойно в Грузию, там ждут в гости всех добрых неукушенных телевизором людей.
Потолкались немного в пробочке перед подъемом-серпантином и на подъеме на Гудаури до самого Гудаури, потом с ветерком до границы. Грузинскую сторону прошли за 10 минут, Российскую за 25 минут. Никогда не видел такую очередь грузовиков - практически до Владикавказа! И когда проехали город - ещё несколько километров грузовиков!
Ночевка съехав с трассы метров на триста в деревню и - едем уже на Пухляковку, на Лозу. До Кропоткина весело поливал невесёлый дождик, но мы везли из Турции настоящее летнее тепло, и дождик, всё поняв, скоро отстал, и уже по солнышку, в ясном уме и твердой памяти мне снесли напрочь левое зеркало.
Незадалеко до Кущевской, до поста на Цукеровой Балке, - увидели мы караван (жилой прицеп), стоящий на аварийке у разделительного отбойника. Стал я подальше и поглубже от обочинной сплошной линии на зелёную травку и побежал к коллеге - что случилось. Колесо на ходу отвалилось и стукнуло попутный седанчик. Нужен домкратий. Прихожу за домкратием, а Женя говорит - был удар.
Ага, - нет зеркала левого. Это вот я уже собрал остатки и с помощью липкой канцелярской ленты накрутил практически новое зеркало (да так с ним и домой доехал)
Сзади сразу остановился ещё один наш экипаж, едущий на Лозу - Доктор Серёжа из Питерска, и пока я разбирался с человеком-зеркалоотшибателем, Сергей оказал помощь коллеге-колесотерятелю (одиночка, неклубный волгоградец).
Потом остановились ещё два каравана - Женя Сочи со товарищем.
И немного потом уже приехали гаишники-оформители
Конусами и машиной с рыжими мигалками оградили плачевный караван уже "аварийные комиссары" - а до этого летящие танки чудом его не расплющили.
Водитель на белой Ниве не сбежал, остановился, протоколить мы не стали, я верю в людей, он пообещал прислать мне новое зеркало по Вин-коду и мы обменялись номерами телефонов. (Так и случилось - новое зеркало честный человек уже прислал и оно уже стоит на кемпере и шевелится во всех нужных направлениях и даже сушит осенние капли.)
Я немножко внутри похолодел от возможных, но счастливо избегнутых-избежанных жутких перспектив, - и чтоб я теперь когда-либо ещё вот так стал - да нетушки, только на траву, к забору, за посадку, за поля, за огороды! - Но!!! - но на трассе на обочине - ни в коем случае теперь не буду останавливаться.
Ростов по объездной через Аксай, перед Шахтами направо, и вот уже с бугра открылась Пухляковка (фотки прошлогодние)
и заехав на место нашего фестиваля, мы уже вовсю обнимались с прибывшими ранее экипажами.
А потом уже стали на место на родимый берег Дона и стали караванить-фестивалить-и-всё-такое!
В следующей, ещё не заключительной части, будут путевые выводы. А м.б. и фестиваль, - тогда выводы будут уже в заключительной части. )))
.